Открывая региональный этап Чтений, Игорь Ляхов отметил, что они в четвертый раз проходят на смоленской земле, и, безусловно, являются очень значимым событием в жизни Смоленщины. Игорь Васильевич акцентировал особое внимание на том, что совсем скоро подрастающее поколение будет определять будущее страны.
Обращаясь со словами приветствия к участникам заседания, Губернатор Алексей Островский акцентировал особое внимание на теме Рождественских Чтений: «Тема, собравшая нас сегодня, – «Молодежь: свобода и ответственность» – крайне актуальна, поскольку поднимает проблему выбора, который делает современный молодой человек между истиной и ложью, добром и злом. Это разговор не только о нравственности и духовности, свободе и ответственности, но и по большому счету – о будущем родной Смоленщины, страны, нашего народа».
В ходе встречи участники обсудили вопросы взаимодействия Церкви, региональной власти и институтов гражданского общества в воспитании патриотизма, гражданской солидарности, веротерпимости, развитии межнационального и межкультурного диалога, в том числе, роль семьи в понимании свободы и выбора, преемственность поколений через педагогические династии, роль военно-патриотического воспитания в работе с молодежью, опыт участия в добровольческих православных проектах, роль православного образования в современной России.
На встрече присутствовали представители вяземской педагогической династии: Харитонова Л. Г. и Кирющенкова Н. В. По вопросу «Преемственность поколений через педагогические династии» выступила Харитонова Людмила Георгиевна, учитель математики МБОУ Шимановской СОШ, Народный учитель Российской Федерации. В ее выступлении отмечено: «В профессии педагога преемственность поколений играет положительную роль, помогает добиться наилучших результатов. Чтобы выпускники школ выбирали профессию учителя, необходимо проводить мероприятия по повышению авторитета учителя, показывая и положительные достижения педагогов и их учеников; необходимо школу сделать современной, оборудовать кабинеты и лаборатории техникой, мобильными компьютерными классами с выходом в интернет; организовывать выездные презентации педагогических ВУЗов и СУЗов в школы с целью пропаганды профессии учителя. Возможно, разработать льготы при поступлении в педагогические ВУЗы. А молодым специалистам нужна и материальная поддержка, и жилье. В Смоленской области вопросам развития образования уделяется внимание: открываются новые школы, открываются спортивные и детские игровые площадки. Но эти проблемы тоже важны. Какое будет будущее у наших детей – зависит от нас сегодня».